Самое дорогое и священное, что одно поколение передаёт другому - это память, память о былом, об опыте и событиях прошлого. Память неотделима от человека, без неё немыслима сама жизнь. В народе говорят: «Павшие живут, пока их помнят».
С 1994 года нашей школе работает комната Боевой и Трудовой Славы. Участники краеведческого объединения «Краеведение» собирают материалы о своих односельчанах, участвовавших в Великой Отечественной войне, тружениках тыла, репрессированных, об истории посёлка, школы.
Коллектив объединения занимается исследовательской, поисковой работой. В коллектив ребят привлекает желание лучше узнать историю и окружающий мир своего края.
Творческое объединение существует с 1987 года. Тогда на базе Клюквинской СОШ начал работу краеведческий кружок, руководитель Бабыкина Людмила Ивановна. В 1994 году от районного ДТЮ начало работу детское творческое объединение «Краеведение» (руководитель Билык Любовь Михайловна) с организацией комнаты-музея. В 2006 году руководителем объединения стала Николаева Н.С. На сегодняшний день фонды музейной комнаты насчитывают 200 единиц хранения основного фонда и 300 единиц вспомогательного.
Изучение истории родного края становится основой для гармоничного и всестороннего развития личности школьника, создаёт тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души; способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия.
Школьная музейная комната является одним из наиболее эффективных инструментов социализации, развивая и воспитывая, открывая новые способности учащихся. Она позволяет наглядно познакомиться с уникальными материалами, повествующими о славных страницах истории.
Деятельность музейной комнаты предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей.
Цель: способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, развитию различных компетенций при осуществлении творческих проектов.
Задачи:
- Осуществлять функционирование музейной комнаты как неотъемлемой части учебного процесса с целью повышения качества воспитательной работы. Сохранять и широко пропагандировать знания о героях исторических сражений, о тех личностях, которые составили славу нашей Родины и родного посёлка. Оказывать помощь учащимся в углубленном изучении истории Отечества, основ защиты государства.
- Развивать проектно-исследовательскую деятельность с привлечением экспонатов музея, музейных связей с ветеранами, общественными организациями, родителями.
- Вести школьную летопись. Вовлекать инициативных ребят в работу Актива школьного музея.
Основными направлениями деятельности музея являются:
- поисково-исследовательская работа;
- экскурсионная;
- образовательная, культурно-просветительская;
- участие в конкурсах и военно-патриотических мероприятиях.
Организация деятельности музея во многом опирается на законодательные акты, включающие вопросы патриотического воспитания граждан Российской Федерации:
Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» от 11 июля 2005 года № 422.
Федеральный закон «О Днях воинской славы» от 10 февраля 2005 года.
В музейной комнате имеются подлинные материалы, которые раскрывают важнейшие этапы Великой Отечественной войны, рассказывают о героических подвигах защитников нашей Родины, о боевом пути ветеранов нашего посёлка.
Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материала к родственникам, знакомым, ветеранам войны. Ребята учатся наблюдать, анализировать, обмениваться опытом, передавать свои знания другим. Таким образом, они приобретают навыки исследовательской деятельности. Свои проекты они представляют и защищают на многочисленных конкурсах.
В музейной комнате планируется продолжить проведение комплекса мероприятий: экскурсии, дни и месячники, посвященные памятным датам Великой Отечественной войны, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и ветеранами труда, тружениками тыла, поисковые мероприятия, конкурсы творческих работ, военно-спортивные игры и т.д.
Основные разделы экспозиций музейной комнаты:
- «Шли на смерть – вошли в бессмертие».
- «Спецпереселенцы в Нарыме». Этот раздел рассказывает о истории основания посёлка Клюквинка спецпереселенцами, о быте крестьянских семей.
- Летопись Клюквинской школы.
- История основания и развития Ингузетского ЛПХ.
Фонды музейной комнаты
Главную часть основного фонда составляют подлинные предметы, принесённые учениками школы, родителями, педагогами, жителями посёлка. Основной фонд пополняется предметами, переданными в дар.